Плиты дорожные 3х1,5 имеют следующие размеры: длина 3 м, ширина 1,5 м, толщина может быть произвольной и варьируется (обычно в пределах 0,15-0,17 м). Выпускаются под серией 3.503.3-93 (ГОСТ 13015.0.). Объем бетона, идущий на производство одного изделия, составляет 0,72 м3. В соответствии с действующим стандартом эти плиты предназначены для «городских дорог», хотя в действительности являются универсальными и применяются для прокладки дорог разного профиля.
В идеале данный тип плит считается прямоугольным, хотя на самом деле это изделия фасонной конфигурации с полукруглыми выемками для монтажных петель.
Для достижения хорошего эффекта трения между шинами и бетоном на заводе-изготовителе практикуется нанесение искусственной шероховатости на верхней плоскости плиты.
Исходным материалом служит тяжелый бетон средней плотности плюс стальная арматура. Для улучшения физических свойств при выпуске упомянутого типоразмера применяют пластификаторы. Кроме того, что в данном случае для производства подходит только тяжелый бетон, он должен быть еще и жестким. Это значит, что содержание цемента и воды в тягучей смеси минимизируется, а наполнителем служит суперкрепкий гранитный щебень. В данной связи нельзя не отметить преимущества специальных ж/б плит перед асфальтовым вариантом дороги. Секционная «бетонка»:
- Не требует сезонного ремонта.
- Не разрушается под воздействием атмосферных осадков.
- Не деформируется под тяжестью колес в жаркое время года.
- При необходимости без особого труда демонтируется, передвигается, удаляется и утилизируется.
- Быстрее сооружается, а дорожные работы обходятся дешевле из-за отсутствия услуг асфальтоукладочной техники.
- Некапризна к почвенным сюрпризам; она дает минимальную просадку и при этом не портится от воздействия грунтовых вод.
- Более экологична, так как не требует применения при ее создании битума, гудрона, прочих токсичных нефтепродуктов, загрязняющих окружающую природную среду.
Изделия не должны иметь наплывов на рабочей поверхности более 10-15 мм. Разрешаются лишь единичные отклонения габаритных метрических параметров (в пределах 5 мм).
Не стоит забывать, что правильное хранение, аккуратная погрузка-выгрузка строительных ж/б деталей может существенно продлить срок их службы. В связи с этим необходимо учитывать, что транспортировка дорожных плит осуществляется, как правило, в горизонтальном положении. Это наиболее оптимальный вариант и с точки зрения безопасности¸ и в смысле соблюдения промышленной технологии, которой требуют плиты дорожные 3х1,5. Цена на них формируется, исходя из рыночной конъюнктуры, накладных расходов и сортности.
Грамотное хранение продукции возможно только в штабелях, где изделия рассортированы по партиям или фактурным признакам. Обязательное условие: штабеля не должны превышать высоту 2 м. Кроме того, плиты с целью проветривания и удобства доступа должны быть переложены прокладками, создающими между ними зазор не менее 20 мм.
Актуальная толщина нижних подкладок 50 мм для жесткого грунта и не менее 100 мм – для мягкого. Расстояние между штабелями – минимум 0,8 м для возможности свободного прохода персонала.